Как остаться в рынке торговли мясом после вступления в ВТО

Загрузка ...

Плотников Сергей

"Наша Версия"

Мяс-Медиа Сворачивать импорт мяса и вступать в ВТО одновременно невозможно

Не так давно, Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил о проблемах с импортом бразильского мяса - его постигнет печальная участь польского. Ограничения поставок вызваны тем, что Бразилия якобы неблагополучна по таким заболеваниям, как ящур и туберкулез

Бог знает, как в Бразилии обстоят дела с ящуром и здоровьем диких обезьян - причина, по которым южноамериканские скотоводы попали в немилость, естественно, в другом. Выступление г-на Данкверта совпало по времени с утверждением Правительством РФ государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

В рамках этой программы за пять лет Россия должна сократить импорт мяса и увеличить производство собственного на 42, 9%. К 2012 году производство мяса в стране в живом весе должно составлять 11, 4 млн. тонн. Для этого федеральный бюджет направляет в отрасль около 55 млрд. рублей инвестиций. Зарубежного конкурента решили двинуть локтем.

Так что творится на мясном рынке страны? Каких ждать сюрпризов? Подорожают мясопродукты или подешевеют? И чье сало мы едим по будням и праздникам, простите за людоедское сравнение: свое или чужое? Пока ситуация такова: весь мировой импорт мяса, включая птицу, - около 20 млн. тонн, и 3 млн. тонн из них закупает Россия. По информации, озвученной заместителем директора по экономическим связям и маркетингу ВНИИ мясной промышленности Борисом Гутником, доля импортного мяса в России - 36%. Это огромная цифра. 70% населения Москвы питается импортным мясом.

-"...после скорого (возможно, до конца этого года) вступления России в ВТО всякие ограничения на поставки импортной мясопродукции автоматически будут отменены. Как это согласовывается с правительственной программой "сворачивания импорта" и "поддержки отечественного сельхозпроизводителя" - вообще непонятно. Похоже, разработчики программы о факте вступления в ВТО опять-таки забыли, как и строительстве скотобоен в программе развития отечественного мясного производства под комплексы дают льготные кредиты, фермы строят, бойни - нет. События будут напоминать природную катастрофу: импортное мясо обрушит рынок. Российские хозяйства, обеспечивающие себестоимость выше 40 рублей за килограмм, не выдержат конкуренции"...

"Тремя шагами в поддержку российского сельхозпроизводителя" назвал в свое время, в 2003 году, вице-премьер Алексей Гордеев три правительственных постановления, благодаря которым появились квоты на импорт мяса из-за рубежа. С ним тогда согласились и в Мясном союзе России, и в Ассоциации поставщиков мяса и мясопродуктов. В итоге российский рынок действительно шагнул в сторону преобразований - походкой пьяного матроса. Первым шагом стало расширение простора для деятельности спекулянтов. Вторым можно назвать постепенное повышение цен на мясо. Третий шаг матросу просто приснился: российские производители мяса как не были готовы удовлетворить потребности отечественного рынка четыре года назад, так не готовы и сейчас.

Племя российских хрюшек "генетически" сильно отстает от мировых стандартов. Отечественная свинья должна сожрать 6-7 кг корма, чтобы прибавить в весе килограмм.

Экономичные "иностранки" потребляют 3 кг, а в некоторых странах, в Голландии например, и того меньше - 2-2,5кг. для набора 1 кг мяса.

И набирают русские свиньи не мясо, а сало: доля мяса - всего 38% туши, а по мировым стандартам должно быть минимум 56%.

В общем, все издержки на корм и жиры в итоге сказываются на себестоимости и отпускной цене мяса отечественных производителей.

После покпупки за океаном, оплаты транспортировки, накруток посредников и спекулянтов, импортное мясо остается несравненно выгоднее отечественного и в целом качественнее по диетическим свойствам.

Спекулянты-посредники и квоты

Квоты на импорт мяса были утверждены российским правительством в начале 2003 года. Лимит установили такой: мясо птицы - 744 тыс. тонн, свинины - 337, 5 тыс. тонн и говядины - 315 тыс. тонн, позже он был скорректирован в сторону увеличения. То, что входит в пределы квоты, отпускается по сниженным ставкам импортной пошлины - 15% таможенной стоимости мяса. При этом мясо, конечно, можно ввозить и сверх квоты, но с "излишней" говядины и свинины берут большую пошлину. Согласно таможенной статистике, Россия в первом полугодии 2007 года увеличила импорт мяса из дальнего зарубежья почти на 30%: за январь-июнь в страну было ввезено 510, 5 тыс. тонн мяса (без учета мяса птицы). Главная причина, по которой массированно ввозится иностранное мясо, - невысокая его цена. Она могла бы быть гораздо ниже, если бы не спекулянты-посредники.

Распределение квот, происходившее по принципу: кто успел, тот и съел, привело к интересным последствиям. Мясопереработчики получили мизерные объемы от доли импорта, зато зеленый свет загорелся для перекупщиков. Например, у крупного мясокомбината квоты на ввоз мяса нет, а у мелкой фирмешки, у которой "в активе" только комната, телефон и факс, квота есть. А ведь именно переработчики традиционно являются основными потребителями импортного сырья. Более того, подавляющее большинство современных мясокомбинатов изначально строилось с расчетом на импортные поставки замороженного мяса, при них даже не предусматривались разделочные цеха.

Вот какие мнения выслушал корреспондент "Нашей Версии" от крупных мясопереработчиков:

"Мы мало импортировали мороженого мяса напрямую, работая в основном через посредников, - объяснил президент холдинга "Черкизовский" Игорь Бабаев. - Многие из этих фирм уже прекратили свое существование, но на них выделены квоты". "Таможенные брокеры втридорога перепродают квоты, которые получили совершенно несправедливо только из-за того, что проводили таможенные очистки грузов мясных компаний", - считает Александр Семенов, заместитель генерального директора Торгово-промышленной группы "Диета-18".

Как бы там ни было, ситуация на данный момент такова: непосредственные производители мясопродуктов лишены возможности закупать мясо за рубежом напрямую. Они вынуждены перекупать мясо у посредников-спекулянтов, которые, естественно, отпускают его по завышенным ценам. Так что, при всей своей изначальной дешевизне импортное мясо не стало панацеей для небогатых россиян. В конце концов, помимо роста цен на мясо и недовольства производителей, родилась еще одна проблема. Квоты на продукцию, ввозимую с Украины и из Белоруссии, отсутствуют. По мнению Сергея Чакова, директора мясного департамента компании "Глобал-Фудз", это "приводит к проявлению достаточно серьезного потока контрабандной продукции" сомнительного качества и без ветеринарного контроля.

В таком случае принятая правительством программа по свертыванию поставок из-за рубежа, казалось бы, целиком соответствует "интересам народа". Пора перейти на продукцию отечественных фермеров-мясников! Только она на проверку оказывается еще дороже...

Российские свиньи самые прожорливые в мире

Новые правила по ввозу мяса действительно расшевелили российский рынок. Из-за сложностей с импортом многие компании, традиционно закупавшие сырье за границей, стали искать поставщиков в России. Местным производителям стало легче выходить на крупных покупателей из столиц. Регионы реконструировали свои фермы и поставили современное оборудование. По данным Национальной мясной ассоциации (НМА), общий объем инвестиций в свиноводство, заявленных с 2005 по 2006 год различными коммерческими структурами, составляет почти 5 млрд. долларов. Почему именно свиноводство?

Эта отрасль вторая по оборачиваемости средств - "скороспелости", - после птицефабрик. Сейчас в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" участвуют 275 строящихся и реконструируемых объектов свиноводства. Что ж, через пару лет нас завалят дешевой свининой? Вряд ли. И тут имеется ряд "но", который не позволяет рядовым горожанам-покупателям надеяться, что когда-нибудь отечественное мясо будет им по карману.

 

Такие цифры: сегодня себестоимость килограмма свиньи в живом весе в лучших российских хозяйствах составляет около 30-35 рублей, а чаще - выше 40 рублей (импортная свинина оказывается дешевле даже после путешествия через полземли, растаможки и посреднической накрутки). Отпускная цена мяса в живом весе достигает 60-65 рублей, а в полутуше 95-100 рублей за килограмм. Оптовая цена на различные части разделанной свинины (лопатка, окорок, шейка) колеблется от НО до 125 рублей. Ну а покупатель продолжает брать разные сорта "охлаж-денки" по 150-300 рублей: маржа розницы не меньше 70%.

Говядина станет дороже мяса крокодила

Россия, понятно, не Канада, где для реализаторов мяса установлена фиксированная ставка прибыли 9%. У нас работа мясников, рубщиков и продавцов мяса издавна окружена флером криминала, блата и изначально предполагает получение сверхдохода. Обвес, обсчет, просверленные гирьки - все это антураж мясного рынка. Традиции - куда деваться? Захочет честный мясоторговец работать по-канадски - засмеют, заклюют и выгонят из гильдии с волчьим билетом.

Но, кроме шуток, розница ломит цену во многом из-за того, что выполняет несвойственные ей функции. В стране развиваются хозяйства по разведению скота и мясокомбинаты, однако большинство отечественных свиноводов способны предложить не охлажденное фасованное мясо, а живых свиней или свиные полутуши. Убойные и разделочные производства - серьезный дефицит. В связи с ростом импорта в 1990-е годы такие предприятия стали невостребованными и позакрывались. Более того, их развитие и не предусмотрено в дальнейшем той же правительственной программой. Под свиноводческие комплексы дают льготные кредиты, фермы строят, бойни - нет. Забыли, наверное. Функцию разделки туш берет на себя базар - мясник Василий в замурзанном халате - и, понятно, хорошо накручивает за свои услуги.

Кстати, если свиньями российское правительство и предприниматели еще озаботились, то с буренками дела обстоят плачевно. Поголовье крупного рогатого скота в России неуклонно падает: по данным ВНИИ мясной промышленности, с 28 млн. голов на 1 января 2000-го до 21 млн. голов на начало этого года. По прогнозам Института аграрного маркетинга, вскоре говядина станет самым дорогим мясом, не считая, может быть, экзотики - мяса крокодилов и бегемотов.

Вступление России в ВТО сродни стихийной катастрофе

Чудно получается: куда ни кинь, всюду клин. Сегодня квоты помогают навариться оборотистым посредникам: они могут ничего не понимать в "колбасных обрезках", самое главное - завезти дешевый товар и перепродать его по хорошей цене. Качество завозимого мяса волнует посредников далеко не всегда: за качество надо платить. В свою очередь, российские производители, при всех потугах, пока не могут противопоставить зарубежникам свой, отечественный, дешевый и качественный продукт. В Минэкономразвития считают, что открытая политика ведет к росту конкурентоспособности отечественного производителя, а аграрии говорят, что к его удушению и импорт мяса вообще надо разом ликвидировать, как пережиток диких 1990-х годов. Или заменить квоты, например, дополнительными пошлинами за каждый килограмм ввезенного мяса, раз уж мы хотим поддержать российское животноводство.

В принципе, судя по тому, что в правительственной программе предусмотрено постепенное сворачивание импорта, к аграриям прислушиваются. Но, по мнению некоторых специалистов, не все так просто. Например, Игорь Саркисов, начальник отдела закупок мясного сырья Московского мясоперерабатывающего завода "КампоМос", считает, что механизм квотирования обращен не только внутрь страны. Он скорее всего также является инструментом политического и экономического торга в диалогах Правительства РФ со странами-экспортерами мяса.

И последний штрих: все вышеописанное напоминает драку за бутылку лимонада на борту падающего самолета. Ведь после скорого (возможно, до конца этого года) вступления России в ВТО всякие ограничения на поставки импортной мясопродукции автоматически должны быть отменены. Как это согласовывается с правительственной программой "сворачивания импорта" и "поддержки отечественного сельхозпроизводителя" - вообще непонятно. Похоже, разработчики программы о факте вступления в ВТО опять-таки забыли. А события будут напоминать природную катастрофу: импортное мясо обрушит рынок. Российские хозяйства, обеспечивающие себестоимость выше 40 рублей за килограмм, не выдержат конкуренции. Некоторые владельцы свинокомплексов в своих бизнес-планах уже предусмотрительно заложили снижение цен. Однако, по прогнозам аналитиков, около 80-90% хозяйств неизбежно разорится. Подешевеет ли после этого мясо на рынках и в магазинах? Возможно. Но это будет не милое сердцу россиян мясо калужских хрюшек и буренок, а мясо бразильских диких обезьян.

Импортное мясо постоянно выдают за российское

Итак, мясо делится не только на вкусное - невкусное, молодое - старое, дорогое - дешевое, но и на импортное и отечественное. Покупая мясо, можно столкнуться с множеством сюрпризов как на рынке, так и в магазинах. Корреспондент "Нашей Версии" побеседовал с мясниками, работающими на одном из столичных рынков - Арсеном и Станиславом. Некоторые подробности их трудовой деятельности повергли меня в глубокий шок.

Вот что рассказал Арсен об импортном и российском мясе. От отечественного продукта мясник не в восторге: мясо российских коров жесткое, свинина - жирная, а баранина слишком пахучая. Иными словами: оно более "натуральное", чем импортная цивилизованная синтетика". Импортное же мясо привозят без кос гей, за исключением крольчатины и баранины, что подкупает клиентов. Везут даже мясо категории "С", которое подлежит обязательной промышленной переработке в термическом режиме. Да, и такое встречается на рынках, хотя импортное мясо в основной своей массе все-таки поступает на мясокомбинаты, потому как себестоимость отечественного мяса (крестьянского убоя) в несколько раз дороже.

"Сватают" дешевое импортное мясо по той же цене, что и отечественное. "Спроси у любого продавца на рынке: откуда мя